ФЭНДОМ

Urfin Dzhus cover 1963
Урфин Джюс и его
деревянные солдаты

Создатели

Автор(ы)

Александр Волков

Обложка

Леонид Владимирский

Иллюстратор

Леонид Владимирский

Издание
Издательство

Советская Россия

Дата выхода

1963

Страниц

213

Серия

«Волшебник
Изумрудного города
»

Предыдущая

«Волшебник
Изумрудного города
»

Следующая

«Семь подземных
королей
»

Урфи́н Джю́с и его́ деревя́нные солда́ты (1963) — сказочная повесть Александра Волкова, вторая книга цикла о Волшебной стране и первое из продолжений к сказке «Волшебник Изумрудного города», не опирающихся непосредственно на сказки Л. Ф. Баума о стране Оз.

Сюжет

После гибели злой волшебницы Гингемы её помощник, бывший столяр Урфин Джюс объявляет себя наследником её колдовского искусства. Однако, хотя Жевуны побаиваются его, реальной власти он не получает и живёт отшельником в своем доме близ деревушки Когида, недалеко от пещеры Гингемы в компании Гуамоколатокинта, одного из филинов колдуньи. Однажды буря заносит на его огород семена странного растения, отличающегося невероятной жизненной силой: при попытках его вырубить оно только быстрее разрастается. Джюс останавливает нашествие сорняка, высушив измельчённые растения на противнях. Получившийся бурый порошок оказывается живительным — Джюс обнаруживает это случайно, просыпав немного порошка на медвежью шкуру (впоследствии Урфин набивает шкуру опилками и стружкой и называет её медведем Топотуном). Исследовав свойства порошка и оживив деревянного клоуна Эота Линга — своего будущего помощника, Урфин Джюс решает создать собственную армию из деревянных солдат и захватить власть в Голубой стране. Хотя «дуболомы» (так Урфин назвал своих солдат) не блещут интеллектом, покорение робких Жевунов проходит почти без проблем. Узнав об отлёте Гудвина, Великого и Ужасного, Урфин предпринимает поход на Изумрудный город. Защитники города отражают все атаки, но предатель Руф Билан открывает Джюсу городские ворота, чем и заслуживает должность главного государственного распорядителя. Страшила и направлявшийся к нему на помощь Железный Дровосек попадают в плен к узурпатору, и если через шесть месяцев они не согласятся пойти на службу к Урфину Джюсу, их ждёт смерть.

Страшила и Дровосек посылают ворону Кагги-Карр в Канзас к Элли с письмом о помощи. Когда ворона находит Элли в Большом мире, на ферме Смитов как раз гостит моряк Чарли Блек, дядя Элли. Узнав, что Страшила и Дровосек в беде, Элли и Чарли Блек отправляются в поход и, преодолев множество преград, достигают Волшебной страны. Вызвав на помощь Смелого Льва и освободив Жевунов от власти Кабра Гвина (наместника Джюса), друзья пробираются к Изумрудному городу по заброшенному подземному ходу и освобождают Страшилу и Дровосека, а также Дина Гиора и Фараманта, верных защитников города. Затем все вместе они отправляются в Фиолетовую страну, искусные мастера которой могут изготовить нужное для предстоящей борьбы с Джюсом оружие. Разбив в бою охраняющий трусливого наместника Энкина Фледа взвод дуболомов и освободив Мигунов, законные правители начинают готовиться к решающему сражению. Тем временем жители Зелёной страны готовят восстание против власти Урфина Джюса. Деревянное войско Джюса, выступившее в поход на Фиолетовую страну, оказывается между двумя враждебными армиями, а финальную точку в не успевшем начаться сражении ставит созданная Чарли Блеком и Мигунами пушка, стреляющая горящим мусором, — её единственный выстрел повергает боящихся огня дуболомов в панику.

После свержения Джюса главный предатель Руф Билан скрывается от преследования в Пещере. Самого Урфина Джюса судят, но Чарли и Элли предлагают в качестве наказания «просто оставить его наедине с самим собой», и он уходит из города куда глаза глядят. Дуболомам вырезают вместо свирепых рож улыбающиеся лица, и они становятся добрыми трудолюбивыми работниками (их командир, генерал Лан Пирот, становится учителем танцев), а полицейские — курьерами и почтальонами. А Элли, Чарли Блек и Тотошка возвращаются на родину.

Разница версий

Существует две версии текста книги. Оригинальная 1963 года и вторая, которая была выпущена позже с немного изменённым текстом.

  • В первом издании жители Изумрудного города при приближении врага прячутся по домам и оборонять город приходится только Дину Гиору, Фараманту и самому Страшиле (что ближе по сюжету ко второй книге Баума). Во втором варианте в городе узнают о походе Джюса заранее и все граждане участвуют в обороне.
  • Эот Линг в оригинальном издании был безымянным.
  • Переговоры с Биланом в оригинальном издании проводил деревянный клоун (имя Эот Линг он получит только во втором издании), которого Урфин перебрасывал через стену, и переговоры описаны подробно. Во втором издании — филин Гуамоко, и сами переговоры остаются за кадром (но при этом вариант с Эот Лингом позже упоминается в книге «Огненный бог Марранов», которую Волков переписыванию не подвергал).
  • В первом варианте Железный Дровосек откликается на призыв о помощи сразу же, во втором варианте только со второго раза по причине профилактического ремонта, но в последующих главах не было исправлено утверждение о том, что он явился, как только услышал о беде (причём это случилось, когда он работал).
  • В оригинальном издании упоминалось, что жители Изумрудного Города мучились совестью из-за своего эгоизма и трусости перед властью Урфина и это толкало и в дальнейшем к организации сопротивления. Во втором издании это отсутствует.

Персонажи

Истоки сюжета

Хотя книга «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», как и остальные продолжения сказки «Волшебник Изумрудного города», уже не является пересказом одной из книг Баума, в ней заметны некоторые мотивы, присутствующие и у Баума. Так, во второй книге Баума о стране Оз, «Чудесная Страна Оз», Страшилу также свергает захватившая Изумрудный город вражеская армия (девушки под командованием генерала Джинджер, которая в последующих книгах тоже становится хорошей), причем взять город ей удается гораздо быстрее, чем Джюсу. Однако у Баума Страшила не возвращается к власти (за исключением разве что эпизода из книги «Глинда из Страны Оз»), которой он тяготится: трон Изумрудного города переходит к Озме, законной наследнице королей, правивших ещё до Волшебника. При этом в событиях данной книги гости из Большого мира не принимают никакого участия: Баум «вернул» Дороти в страну Оз только в последующих продолжениях. Победить захватчиков помогает волшебница Глинда, тогда как у Волкова Стелла в борьбу не вмешивается. В той же книге, как и в некоторых других сказках Баума, присутствует и живительный порошок (от которого оживают Тыквоголовый Джек, Деревянный Конь и Рогач), правда, не имеющий никакого отношения к вражескому нашествию. Следует заметить, что у Баума живительный порошок изготовляет настоящий колдун по сложному рецепту. Волковский Джюс получает аналогичное средство гораздо более простым способом. Кроме того, у Баума мало просто посыпать оживляемый предмет, надо ещё произнести заклинание. Из девятой книги Баума («Страшила из страны Оз») перекочевал моряк с деревянной ногой Чарли Блек — у Баума капитан Билл, а из третьей («Озма из страны Оз») — образ подземного царства — королевства гномов. Мотив сухопутного корабля, на котором главные герои преодолевают пустыню и попадают в Волшебную Страну, был заимствован из книги Баума «Путешествие в Страну Оз».

Экранизации и постановки

  • Волшебник Изумрудного города (мультфильм)(СССР, 1974) :
    • 6 серия «Тайна колдуньи Гингемы»
    • 7 серия «Корабль старого моряка»
    • 8 серия «Солдаты-садоводы»
  • В 2016 году группа Power Tale записала рок-оперу «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» в стиле пауэр-метал. Сюжет оперы достаточно сильно отличается от оригинала — из персонажей-«пришельцев» оставлен только моряк Чарли, сразу появляется орёл Карфакс, изначально настроенный помогать положительным персонажам, а также введена любовная линия между Стеллой и Джюсом, ставшая главной причиной, по которой Урфин Джюс вообще развязал войну. На 2017 год анонсировано продолжение рок-оперы — «Огненный бог Марранов».
  • В 2017 году вышла экранизация «Урфин Джюс и его деревянные солдаты (мультфильм)» режиссёра Владимира Торопчина.

Ссылки

Imagecat icon В энциклопедии есть коллекция изображений, связанных с повестью «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».