ФЭНДОМ

Radlov N.E

Николай Эрнестович Ра́длов (1889—1942) — русский и советский художник, искусствовед, педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Сын философа Эрнеста Радлова, брат режиссёра Сергея Радлова.

Биография

Николай Эрнестович Радлов родился 22 марта 1889 года в Санкт-Петербурге. Предки его были выходцами из Чехии, из местечка Радло (по-чешски — соха), изображение которой было помещено на их дворянском гербе. Дед Радлова был учёным-филологом, отец, Эрнест Леопольдович (Львович), — профессором философии, членом-корреспондентом Академии наук, директором Публичной библиотеки. Мать Николая Эрнестовича, урождённая Давыдова, приходилась двоюродной сестрой художнику Михаилу Врубелю. Окончил классическое отделение средней школы Annenschule с преподаванием на немецком языке, что давало право наравне с выпускниками гимназий поступать в университет[1].

Интерес к гуманитарным наукам, унаследованный от деда и отца, привёл его на историко-филологический факультет Петербургского университета. Не прерывая учёбы в университете, поступил в Академию художеств, учился у Дмитрия Кардовского и Евгения Лансере.

В 1911 году успешно окончил университет. Ещё во время учёбы опубликовал свою первую статью об археологических раскопках[2]. В 1912 году начал сотрудничать в журнале «Аполлон». В 1913 году стал сотрудником журнала «Новый Сатирикон». Используя знание нескольких иностранных языков, освещал события культурной жизни Франции, Англии, Италии, Германии, Австрии, Америки. Позже перешёл к обзорам столичных выставок и проблемам современного искусства. В 1914 году был издан его очерк о Валентине Серове[3]. В 1916 году вышла богато иллюстрированная книга «Современная русская графика» (2-е изд. вышло в 1917 году)[4]. В 1919 году коллегией под председательством академика Сергея Ольденбурга был избран профессором Института истории искусств, основанного в 1912 году графом Валентином Зубовым.

В течение ряда лет Радлов был проректором, учёным секретарём института, председателем секции общей теории и методологии искусства, читал лекции и выступал с докладами по западноевропейскому искусству XIX века. В 1921 году Радлов начал преподавать рисование в Академии художеств и в должности профессора работал там с перерывами до своего переезда в Москву в 1937 году. С 1923 года был членом правления издательства «Academia».

Научную и преподавательскую деятельность в 1920—1930 годах Радлов совмещал с работой художника — пишет портреты, пейзажи, натюрморты, участвует в выставках, иллюстрирует книги, печатается в сатирических журналах, в газете «Литературный Ленинград» и еженедельнике «Рабочий и театр». Он заведует художественной частью журнала «Бегемот» и ленинградского отделения издательства «Художественная литература», был заместителем председателя и председателем правления Ленинградского Союза советских художников. В творческом содружестве с писателем Михаилом Зощенко издал сборники юмористических рисунков «Весёлые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), оформил несколько сборников его рассказов, в том числе «Личная жизнь» (1934) и «Рассказы» (1939). Иллюстрировал издания произведений Вячеслава Шишкова, Марка Твена, Шекспира, Оноре де Бальзака, Анатоля Франса, Корнея Чуковского, Александра Волкова и других советских и иностранных писателей и поэтов. Его «Рассказы в картинках» о приключениях домашних животных, птиц и зверей с текстами детской писательницы Н. В. Гернет выдержали в период с 1937 по 1986 год семь изданий на русском языке тиражом каждое от 100000 до 400000 экз. и были переведены на ряд иностранных языков. В 1938 году издание на английском языке получило премию на Выставке детской книги в Нью-Йорке.

С 1937 года профессор Московского художественного института и руководитель графической секции Московского Союза художников. Сотрудничает как художник-карикатурист в журнале «Крокодил», регулярно печатая сатирические рисунки на бытовые и политические темы, и в детских журналах.

Был непревзойдённым мастером шаржей на писателей[5], музыкантов, театральных деятелей, известных шахматистов.

С началом Великой Отечественной войны был активным участником выпуска «Окон ТАСС». За период с июня 1941 до октября 1942 года, когда вышел его последний плакат, нарисовал их около сорока. В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н. Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Работал в журнале «Фронтовой юмор».

Н. Э. Радлов скончался 29 декабря 1942 года от тяжёлой болезни, причиной которой была травма, полученная в январе 1942 года при попадании бомбы в дом, где он жил. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Н. Э. Радлов был женат дважды, оба раза на художниках: с 1912 на Эльзе Яковлевне, урожденной Зандер (1888 — ноябрь 1924, Ленинград) и с 1923 — на Надежде Константиновне Шведе, урожденной Плансон (26 июля 1894, Санкт-Петербург — 22 октября 1944, Москва), дочери вице-адмирала Константина Плансона. Дочь — Лидия Николаевна Радлова (23 декабря 1913 — 21 мая 1999) — советский и российский астроном, кандидат физико-математических наук. Организатор ряда выставок, посвящённых творчеству её отца. Шаблон:Кратное изображение

Сочинения

  • Радлов Н. Э. Серов. — СПБ.— М.: Изд. Н. Бутковской, 1914.

  • Радлов Н. Э. От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках. — Пг.: Изд. Брокгауз-Ефрон, 1923.

  • Радлов Н. Э. О футуризме и пр.. — Пг.: Изд. «Аквилон», 1923.

  • Радлов Н. Э. Воображаемые портреты. Литературный Ленинград (Шаржи). — Л.: Изд-во писателей в Л-де, 1934. — 134 с. — 3500 экз.

  • Радлов Н. Э. Рисование с натуры. — 2-е изд.. — Л.— М.: «Искусство», 1938.

  • Радлов Н. Э. Рассказы в картинках. - М., Детиздат, 1940
  • Радлов Н. Э. Выставка произведений. Каталог. — М.: Моск. отд. Союза художников РСФСР, 1961. — 25 с. — 600 экз.

  • Радлов Н. Э. Избранные статьи // Николай Эрнестович Радлов (Творческий путь) / М. Л. Иоффе — М.: Сов. художник, 1964. — С. 110—163.

Мультипликация

  • 1941 — Бармалей

Экранизации

  • «Светлячок № 1» (1960) — мультфильм по книге «Рассказы в картинках»

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за политические плакаты и карикатуры в «Окнах ТАСС»

Примечания

  1. Иоффе М. Л. Николай Эрнестович Радлов (Творческий путь) — Радлов Н. Э. Избранные статьи. — М.: «Сов. художник», 1964. — 176 с.
  2. Радлов Н. Э. Два черепка с о. Березани. — Л.: Известия Археологической комиссии, 1910, вып. 37.
  3. Радлов Н. Э. Трагедия Серовского творчества (Опыт анализа методов). — «Аполлон», 1914. — Т. Вып. 6-7.
  4. Радлов Н. Э. Современная русская графика. — Пг.: «Свободное искусство», 1916.
  5. Радлов Н. Э. Воображаемые портреты. Литературный Ленинград (Шаржи). — Л.: Изд-во писателей в Л-де, 1934. — 134 с.

Ссылки