ФЭНДОМ

«Это гора наша, и никому не позволено переходить её!»
— Марран — Элли и её друзьям (источник)
Marrany VL

Марра́ны, соседи ещё называли их Прыгуны́ — народ, населявший горную долину между Большой рекой и Розовой страной.

Внешность и культура

Pryguny byut Lva VL

Прыгуны могли победить самого грозного противника

Мараны были сильные и ловкие люди, хотя и невысокого роста и коренастые, с большими головами на толстой шее, с длинными сильными руками с огромными кулаками. Марранские мужчины не носили ни бород, ни усов, навсегда уничтожая их едкой коричневой грязью в ходе обряда инициации: после этого Марран получал права гражданства и мог жениться.

По характеру мужчины-Марраны были азартные, вспыльчивые и скорые на расправу, хоть очень любили своих престарелых матерей и отцов, своих жён и детей. Традиционно увлекались разными видами спорта: прыжками (за умение делать гигантские прыжки другие народы и прозвали их Прыгунами), бегом, кулачным боем, а после завоевательного похода с Урфина Джюса — и перенятым от Мигунов и гостей из Внешнего мира волейболом. Победитель кулачного боя имел право подкрашивать свои синяки тёмной глиной и выставлять их напоказ, как знаки отличия, а побежденный, наоборот, должен был скрывать ушибы и как можно скорее их залечивать. Зачастую Марраны использовали в бою с противниками свои крепкие головы, ударяя ими противников наравне с кулаками. Важной особенностью марранских организмов было то, что, активные днём, ночью Марраны засыпали мёртвым сном, и разбудить их было практически невозможно. Для борьбы со сном у ночной стражи Урфин Джюс использовал настойку из ядер орехов нух-нух.

Marrany tsvety VL

Несмотря на боевитость, Марраны весьма простодушны

Во время жизни в Подземной стране Марраны строили дома круглой формы, завершавшиеся наверху круглыми сводами, умели добывать огонь и делать железные орудия. Они создавали мозаичные картины, сделанные из мельчайших кусочков разноцветного стекла, которые не тускнели в сыром климате Пещеры. Также Марраны ловили рыбу, охотились на Шестилапых и умели делать прочные лодки из их кожи и рёбер.

В годы изоляции Марраны жили в соломенных шалашах и даже под навесами. Одевались они легко (дни в Долине Марранов были тёплыми, хотя ночи и были холодны), мужчины носили длинные штаны и безрукавки, женщины – короткие платья. У Болтунов, подданных феи Стеллы, Марраны выменивали одежду, топоры, ножи, лопаты взамен на драгоценные камни, добывавшиеся в горах. Огню они поклонялись как грозному карающему божеству. Марраны били из пращи уток в озёрных камышах, а добычу засаливали и хранили в природных погребах — холодных пещерах, уходивших в глубь горы. Они сеяли пшеницу, а зёрна размалывали между жерновами, и из муки делали тюрю на холодной воде.

Основным оружием Марранов во время завоевательных походов были пращи и дубины.

После свержения Урфина Джюса вместо прежних соломенных шалашей они стали селиться в небольших, но теплых и уютных домиках. Плохо возделанные пшеничные поля они заменили фруктовыми рощами, где деревья были усыпаны спелыми плодами, а по склонам гор стали пасти стада коров и овец.

История

Mozaika Marranov VL

Мозаика древних Марранов

В давние времена Марраны жили гигантской Пещере, в многоярусном городе на берегу Подземной реки, впадавшей в Срединное озеро (по преданию, в Подземелье они укрылись от теснивших их сильных врагов). В этот период во главе Марранов стояли цари. Со временем, когда Марранов стало слишком много, а неподалёку поселились изгнанники с поверхности, ставшие Подземными рудокопами, рыбы и звериного мяса на всех жителей Подземной страны перестало хватать, а хлебопашеством заниматься на каменистой почве было невозможно. Марраны под предводительством князя Грона покинули свой край и попытались завоевать у Рудокопов часть их обширной равнины, но их нападение было отбито, и Марраны были вынуждены были переселиться на поверхность.

Многие месяцы Марраны не могли приспособиться к дневному свету, терпя из-за этого многочисленные бедствия. Путешествуя лишь по ночам, они несколько лет скитались по Волшебной стране, гибли в битвах с её коренным населением, терпели огромный урон от хищных зверей, умирали с голоду, тонули при переправах через реки. За время скитаний Марраны одичали, растеряли свои орудия, разучились употреблять огонь. Наконец Грон привел немногочисленную группу беглецов в уединенную, никем не занятую долину, которая и стала их убежищем на целые века. Здесь они снова размножились, но так и остались на очень низкой ступени общественного развития, потому что с другими народами они почти не контактировали: на протяжении многих веков Марраны были самым отсталым народом Волшебной страны. Свою страну были готовы защищать от незваных гостей, сколь бы грозными противниками они ни были.

Marrany poklonyautsa VL

Марраны поклоняются Урфину Джюсу

В этот период во главе Марранов находились князья и старейшины. Среди Марранов было распространено рабство: они были азартными болельщиками и расплачивались за проигрыш собственной свободой. Проигравший отмечался особым знаком — вертикальной полосой едким соком молочая на лбу — и в течение месяца или более трудился на более счастливого болельщика: строил ему новый шалаш, обрабатывал поле, молол зерно, ловил и солил уток. Иные не выходили из неволи целыми годами, и знак его рабства навсегда въедался ему в кожу. Ко временам знакомства с Урфином Джюсом племя Марранов насчитывало уже несколько тысяч одних только взрослых мужчин.

Marrany zazhigalka VL

Урфин показывает Марранам обращение с огнём

Узнав о воинственном племени, Урфин Джюс решил сделаться их повелителем. Он прилетел в посёлок, где жил князь Торм, на гигантском орле одетым в красный костюм и объявил себя Огненным богом. Джюс познакомил Марранов со всеми плодами прогресса — от огня до алкоголя и от каменных домов до классового общества (в ходе масштабных строек и экономических преобразований среди Марранов образовалась знать, надсмотрщики и занятые тяжким трудом работники).

Marrany shturmuyut Izumrudniy gorod VL

Штурм Изумрудного города

Среди Марранов росло недовольство, которое Урфин Джюс подавлял сначала репрессиями, а потом, после прилюдно раскрытого заговора против себя, направил их гнев против других народов Волшебной страны. Около двух тысяч воинов отправились на завоевание Фиолетовой и Голубой стран и Изумрудного острова. Первой была завоёвана страна Мигунов, а их правитель Железный Дровосек был взят Марранами в плен. Затем армия Марранов выступила на завоевание Изумрудного острова. Построив мост через канал и сумев забросить группу солдат на стену с помощью метательных машин, Марраны взяли Изумрудный город и взяли в плен Страшилу Мудрого. Три отборные роты Марранов под начальством полковника Харта вторглись в Голубую страну, но были отбиты силами живших здесь Рудокопов. Чуть ранее гарнизон Марранов в Фиолетовой стране был пленён Мигунами, прознавшими про их крепкий ночной сон.

Razyarennie Marrany VL

Марраны идут на Фиолетовую страну

Среди Марранов в Изумрудном городе начались брожения, дошедшие до покушения на Джюса. После того, как Марраны, охранявшие Страшилу, Дровосека, Дина Гиора и Фараманта, были усыплены Усыпительной водой, пленники бежали в Фиолетовую страну, население которой готовилось дать отпор новому вторжению. Урфину Джюсу удалось вновь сплотить армию Марранов, сказав им, что Мигуны убили гарнизон в Фиолетовой стране во главе с его командиром Бойсом и надругались над трупами убитых. Однако армия вторжения была остановлена на подступах к Фиолетовому дворцу благодаря тому, что азартные Марраны заинтересовались новой для них игрой — волейболом. Когда Марраны убедились, что весть об убийстве их соплеменников — обман, они прогнали Урфина Джюса.

Только после его свержения Марраны стали жить в мире со всеми народами и полноценно приобщаться к их культуре. Они устроили настоящую революцию, свергнув власть аристократов и перестав работать на них, после этого Марранами правили не князь и другие аристократы, а выборные старейшины.

Marrany Bilan VL

Марраны ведут переговоры с Руфом Биланом

Долина Марранов стала первой целью для проснувшейся после тысячелетнего сна великанши Арахны. Старейшины Харт, Бойс и Клем отвергли требование Арахны признать её своей императрицей и забросали её камнями из пращей, повредив к тому же ими её ковёр-самолёт. Чтобы отомстить Марранам, Арахна решила вызвать землетрясение, но в пылу раздражения перепутала заклинание и землетрясение получилось очень слабым. После появления Жёлтого Тумана Марраны покинули свою долину и переселились в соседнюю Розовую страну, попросив убежища у её правительницы феи Стеллы: та впустила их со всеми их скромными пожитками и домашним скотом. Многие Марраны поселились у Болтунов, а кому не хватило места, устроились в шалашах и палатках. После смерти Арахны Марраны покинули страну Болтунов и вернулись в свою долину, однако заверили Болтунов, что отныне они станут их вечными друзьями и их отношения не будут никогда омрачены даже тенью неприязни.

За кулисами

Bezrukie Korotyshi RA

Безрукие Коротыши

В первом издании повести «Волшебник Изумрудного города» (1939) Прыгуны, носившие в ней название Безрукие Коротыши, были очень похожи на своих прообразов — Стреляющих Головами (англ. Hammer-Heads) из сказки Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз» (1900). Это были невысокие безрукие человечки, чьи короткие морщинистые шеи могли резко вытягиваться, как резиновые шнуры, и они ударяли врагов своими плоскими головами.

В последующих изданиях повести Александр Волков переработал их внешность, сделав их шеи обычными и добавив длинные сильные руки.

Быт Марранов является самым детально проработанным среди всех прочих народов Волшебной страны.

Появления

Imagecat icon В энциклопедии есть коллекция изображений, связанных с Марранами.